ISO 9001-2015: что нового?
ISO 9001-2015 – стандарт высокой международной категории, определяющий параметры системы управления качеством, или СМК. Это наиболее популярный стандарт в серии ИСO 9000. Нередко организации используют его как PR-инструмент, декларирующий их способность производить продукты и услуги, максимально отвечающие запросам потребителей и предписаниям нормативных документов.
Впервые ИСO 9001 был опубликован в 1987 году ISO - международной организацией по стандартизации. Эта наднациональная структура включила в себя национальные органы по стандартизации более чем в 160 странах. Ныне действующая версия ISO 9001 была законодательно утверждена и опубликована в сентябре 2015.
Где может быть внедрён ISO 9001 версии 2015?
Стандарт ISO 9001- 2015 применим к любому предприятию, независимо от его возраста, мощности, отрасли, структуры. Более миллиона компаний в более чем 160 странах уже применили их к своим системам управления качеством.
Согласно опросу, проведённому среди управленцев предприятий, использование стандарта ИСО 9001 помогает:
• должным образом организовать управления качеством;
• повысить эффективность рабочих процессов;
• постоянно совершенствовать качество производимых товаров и услуг.
Становится очевидным, что организациям, внедрившим в свою практику ISO 9001, целесообразно перейти к стандарту ISO 9001- 2015, причём безотлагательно. Эта рекомендация распространяется не только на компании, которые ранее были сертифицированы по ISO 9001-2008, но и любые другие, находящиеся на стадии подготовки к внедрению стандарта ИСО, или сертифицированные по другим его категориям.
На чём сделан акцент в новой редакции?
ISO 9001 базируется на методологии Plan-Do-Check-Act и обеспечивает процессно-ориентированный подход к документированию, анализу, обязанностям и процедурам, необходимым для достижения эффективного управления качеством на предприятии.
Разделы стандарта ISO 9001- 2015 содержат следующую информацию:
• требования к системе менеджмента качества, в том числе к ведению документации руководства по качеству, контроль документооборота, а также определение технологических взаимодействий;
• персональная ответственность руководства за качество;
• управление ресурсами, в том числе человеческими, и рабочей средой организации;
• продвижение продукции на всех производственных этапах: от проектирования до поставки;
• оценка, анализ и оптимизация СМК посредством внутреннего мониторинга, корректирующих и упреждающих действий.
Изменения в редакции 2015 года были внесены, чтобы ISO 9001 был в большей степени адаптивен к постоянно изменяющейся экономической среде, в которой приходится работать современным организациям. Некоторые из ключевых обновлений этого стандарта ввели новую терминологию, частично реструктуризировали информацию, сделали акцент на мышление, оценку существующих рисков, эффективность руководства.