ISO 26000
Не все организации осознают важность корпоративной социальной ответственности. Такие факторы, как отрасль, географическое положение и государственное регулирование, могут влиять на мотивацию компании “поступать правильно”. Чтобы решить эту проблему, Международная организация по стандартизации представила стандарт ISO 26000, который помогает организациям двигаться в направлении большей социальной ответственности. Но прежде чем мы двинемся дальше, давайте разберемся, что такое ISO 26000?
Что такое ISO 26000 (ГОСТ Р ИСО 26000-2012) ?
ISO 26000 - это международный стандарт корпоративной социальной ответственности, разработанный для того, чтобы помочь организациям оценить и выполнить свои социальные обязательства. Последняя версия стандарта, ISO 26000:2010, в последний раз рассматривалась и утверждалась в 2017 году. С тех пор более 80 стран приняли ISO 26000:2010 в качестве национального стандарта. К ним относятся США, Великобритания, Канада, Германия и Франция, а также многие развивающиеся страны. Тысячи компаний и организаций по всему миру используют этот стандарт, включая такие мировые бренды, как Coca-Cola и Starbucks.
Эволюция стандарта ISO 26000
Стандарт ISO 26000 был разработан в ходе серии совещаний и постоянных консультаций, которые проводились в период с 2005 по 2010 год. Около пятисот делегатов, представляющих шесть основных групп заинтересованных сторон, приняли активное участие в этом процессе. Это были представители промышленности, правительства, НПО (неправительственных организаций), профсоюзов, потребителей и SSRO (сферы обслуживания, поддержки, исследований и другие - в первую очередь ученые и консультанты).
В состав различных групп и комитетов входили представители как “развивающихся”, так и “развитых” стран, которые представили различные экономические и культурные перспективы. Окончательный стандарт был разработан в результате длительных обсуждений. Это гарантировало, что в нем учтены цели и проблемы всех заинтересованных сторон и что содержащиеся в нем рекомендации могут быть применены компаниями всех видов и в любой стране.
Семь главных принципов ISO 26000 (ГОСТ Р ИСО 26000-2012)
1. Подотчетность
Предприятия могут продемонстрировать подотчетность, установив четкие каналы отчетности, оценки и исправления своих социальных и экологических последствий. Регулярные аудиты и прозрачные механизмы отчетности помогают поддерживать подотчетность.
2.Прозрачность
Прозрачное информирование о политике, практике и показателях эффективности способствует укреплению доверия между заинтересованными сторонами. Это включает в себя открытое раскрытие информации об охране окружающей среды, условиях труда и усилиях по вовлечению общественности.
3. Этичное поведение
Соблюдение этических стандартов предполагает соблюдение справедливых трудовых норм, борьбу с коррупцией и безопасность и целостность продукции. Организации могут учитывать этические аспекты при принятии решений и управлении цепочками поставок.
4. Уважение интересов заинтересованных сторон
Сотрудничество с заинтересованными сторонами позволяет компаниям понимать их разнообразные потребности и озабоченности и решать их проблемы. Это предполагает вовлечение заинтересованных лиц в процессы принятия решений и активный поиск их обратной связи.
5. Соблюдение принципа главенства закона
Следование местным и международным законодательным актам имеет важнейшее значение для поддержания законности и минимизации юридических рисков. Предприятия должны обеспечивать соответствие своей деятельности соответствующим правовым рамкам и стандартам.
6. Соблюдение международных правил поведения
Внедрение глобальных стандартов и передовой практики содействует последовательности и слаженности в усилиях по социальной ответственности. Организации могут участвовать в отраслевых инициативах и придерживаться международных руководящих принципов, чтобы продемонстрировать приверженность глобальным нормам.
7. Уважение прав человека
Защита и поощрение прав человека во всех сферах деятельности имеют первостепенное значение. Это заключает в себе обеспечение справедливого отношения к сотрудникам, защиту от дискриминации и уважение прав сообществ, затронутых коммерческой деятельностью.
7 основных положений стандарта ISO 26000 (ГОСТ Р ИСО 26000-2012)
7 основных положений стандарта ISO 26000 дополняют семь основных принципов, предоставляя конкретные направления для реализации этих принципов. Основные принципы служат руководящими ценностями, в то время как основные положения предлагают области практического применения в деятельности организации.
1. Организационное управление
Стандарт ISO 26000 призывает компании учитывать принципы подотчетности, прозрачности и этики в процессе управления. В частности, это включает формальные и неформальные процессы, а также нормы и ценности организации. ISO предлагает рекомендации, помогающие компаниям создавать процессы, системы и другие механизмы для обеспечения собственной подотчетности.
2. Права человека
Права человека - это универсальные свободы, которые распространяются на всех людей, независимо от расы, пола, языка, религии, национального происхождения или иного статуса. Эти права основаны на принципе уважения личности и направлены на защиту людей от жестокого обращения, дискриминации и эксплуатации.
Стандарт ISO 26000:2010 содержит рекомендации для компаний по защите прав человека, в частности путем:
► Обеспечение свободной организации и коллективных переговоров
► Обеспечение равных возможностей для трудоустройства
► Предотвращение всех форм дискриминации
► Разрешение жалоб
► Поиск путей предотвращения или смягчения неблагоприятного воздействия на права человека, включая детский труд
3. Трудовая практика
Трудовая практика организации должна соответствовать ее политике. Это относится как к сотрудникам организации, так и к любой работе, выполняемой от ее имени, например, по субподряду.
Ответственная трудовая практика должна охватывать следующие аспекты:
► Трудовые и договорные взаимоотношения
► Условия трудовой деятельности
► Безопасность на производстве
► Рост потенциала сотрудников
4. Окружающая среда
Независимо от того, где находится организация, она неизбежно оказывают воздействие на экологию. Это может включать использование ресурсов, загрязнение окружающей атмосферы и возникновение отходов, а также нанесение ущерба природной среде обитания. Стандарт ISO 26000:2010 призывает организации минимизировать воздействие на окружающую атмосферу и обеспечивать рациональное потребление ресурсов. Им рекомендуется применять целостный подход, учитывающий прямые и косвенные социально-экономические последствия их деятельности, а также воздействие на здоровье и экологию.
5. Справедливые методы ведения деятельности
Справедливые методы ведения деятельности касаются того, как организация взаимодействует с другими организациями. Стандарт ISO 26000 призывает организации соблюдать этические нормы в отношениях с клиентами, партнерами, поставщиками, подрядчиками, конкурентами и государственными учреждениями для достижения положительных результатов.
Добросовестные методы ведения бизнеса включают:
► Предотвращение коррупции
► Ответственное участие в политической жизни
► Честная конкуренция
► Помощь социальной ответственности в цепочке создания стоимости
► Уважение прав собственности
► Справедливые методы ведения бизнеса
6. Проблемы потребителей
Организации, предоставляющие продукты и услуги, несут определенную ответственность перед потребителями. ISO 26000 призывает компании содействовать справедливому и устойчивому экономическому и социальному развитию.
Ответственный подход к проблемам потребителей включает в себя:
► Добросовестную маркетинговую практику
► Охрану здоровья и безопасность
► Устойчивое потребление
► Просвещение потребителей
► Обеспечение добросовестного использования
► Обеспечение доступности основных продуктов и услуг для всех, включая уязвимые или находящиеся в неблагоприятном положении группы населения
7. Вовлечение и развитие сообщества
Все организации оказывают влияние на сообщества, в которых они работают, и их активное участие может помочь обеспечить благополучие этих сообществ. На самом деле, вовлечение сообщества и его развитие - это два наиболее важных способа, с помощью которых организации могут внести свой вклад в создание более устойчивого общества.
ISO 26000 (ГОСТ Р ИСО 26000-2012) предлагает рекомендации по:
► Активному вовлечению общественности
► Поддержке гражданских институтов
► Помощь образованию и культуре
► Созданию рабочих мест и повышению квалификации
► Развитию технологий и доступности к ним
► Созданию доходов и благосостояния
► Укреплению здоровья