СМК как инструмент повышения конкурентоспособности компании
В кризисных условиях большинство предприятий сталкивается с взаимосвязанными задачами, как то:
1) интенсификация сбыта;
2) снижение себестоимости продукции;
3) повышение (поддержание) качества;
4) оптимизация системы управления предприятием.
Повышение конкурентоспособности невозможно без чёткого видения путей и механизмов их решения. Ответ на первые три пункта очевиден – это необходимость реструктуризации. От того, насколько виртуозно в компании будет проведена эта работа, зависит её жизне- и конкурентоспособность.
Последний, четвёртый пункт однозначного ответа не имеет. Известно, что в основу управления конкурентоспособным предприятием должна быть положена чётко выверенная стратегия развития, основанная на результатах диагностики текущего состояния компании. Загвоздка в том, что смена стратегии влечёт за собой необходимость решения ряда насущных проблем административно-управленческого, производственно-технологического, кадрового плана. В их числе также корректировка системы менеджмента качества (СМК).
Куда движется СМК?
В истории любой компании можно проследить усложнение её базовых составляющих, в числе которых:
- оргструктура;
- фокус внимания руководства, стиль правления;
- система мотивации кадров;
- организация рабочего процесса;
- рынки сбыта.
Из этого следует, что внедрение новой и трансформация существующей стратегии развития сопряжены с обновлением модели руководства и системы менеджмента качества ( ISO 9001). Иными словами, уровень управления качеством на предприятии и состояние корпоративного менеджмента должны совпадать. Если на стадиях становления и развития фирмы хорошо работает традиционная система производственно-технического контроля за качеством продукции, то её зрелость потребует перехода к Total Quality Management – всеобъемлющему управлению качеством.
Level 4. Управление четвёртого поколения
Если вы стоите на пороге внедрения эффективной системы менеджмента качества, рекомендуем подвергнуть тщательному анализу (и, в случае необходимости, усовершенствованию) каждый из элементов административной, производственной, и прочих подсистем. Как показывает отечественная практика, потуги урегулировать качество в отрыве от иных аспектов жизнедеятельности предприятия проваливаются. Максимум, что можно получить, - это блеф в духе советского прошлого, либо... сертификат соответствия ISO 9001.
Общемировая тенденция такова, что тотальное управление качеством – менеджмент четвёртого поколения – становится реальным, действенным инструментом современных компаний. Параллельно наблюдается тенденция слияния МВО (Management by Objectives) – управления по целям с менеджментом качества на новом, более высоком уровне. Лишь продвинутые в этом направлении компании достигают успеха в бизнесе и признания в социуме.