EURO-STANDART-TEST

Goodwill Certification System

(800) 500-77-10
(495) 506-95-58

Результативность процессов СМК. Измерение результативности.


Главная >

   измерение-результативности-СМК.jpgВ ходе управления целой системой менеджмента или отдельными ее частями измерения остаются ключевым вопросом. Измерения нужны и для целей поддержания управляемого состояния процессов и для доказательства исполнения нормативных требований и обязательств перед потребителями.  В современных условиях, когда, как правило, предложение превалирует над спросом, особенно важно рассматривать процессы с позиции их результативности, возможности  реагирования на изменение пожеланий потребителей и возможности предвосхищать их запросы.

Предприятие решает 3 основных вопроса:

1. Что измерять?
2. Как измерять?
3. Какие практические выводы последуют за результатами измерений?

   Цели и факторы, влияющие на их реализацию, диктуют выбор измеряемых показателей. После постановки целей и определения основных факторов устанавливаются показатели измерений и уровни их числовых значений, обеспечивающие достижение целей. Затем определяют способы измерений и необходимые для этого технические и методические средства. Мера измерений по каждому из показателей утверждается индивидуально.

   Измерением называют количественную оценку характеристик и показателей процессов, продукции, деятельности предприятия в общем. Измерение результатов деятельности предприятия проводят, основываясь на показателях бизнес-процессов и уровне потребительской удовлетворенности. С помощью подобных измерений подтверждается, насколько верно выбраны цели и стратегии, обеспечивается ли оперативное и  стратегическое управление предприятием.

   На всем протяжении жизненного цикла продукция подвергается измерению с целью оценивания ее состояния и соответствия ожиданиям потребителей - с учетом норм, которые устанавливаются и самим предприятием, и внешними законами, как техническими, так и юридическими. Целью измерения показателей продукции является предотвращение попадания несоответствующей продукции к потребителю.

   Процессы измеряют с целью оценивания их гибкости и результативности, поддержания процессов в управляемом состоянии. Для первого случая характерна оценка результатов процесса, во втором  же – показатели его состояния на различных этапах.

Как правило, применимы следующие методы измерений:

- прямые измерения отдельных характеристик объекта, опираясь на абсолютные или относительные  показатели.

   При прямом измерении обычно определяют числовые значения показателей, характеризующих объект, используя какую-либо меру. Технические, физические или химические показатели продукции и процессов определяются непосредственными измерениями с помощью соответствующих приборов или путем лабораторного анализа.

- оценка неизмеримых характеристик,  которые касаются  отношения заинтересованных групп лиц к деятельности предприятия (потребители, персонал).

  Неизмеримые характеристики включают в себя те, которые невозможно оценивать при помощи измерительных систем. Результат измерения этого  показателя  будет представлен в баллах или процентах, показывая соотношение фактического состояния к идеальному.
  
   Результативность управления будет зависеть от согласованности измерений процессов с измерениями результатов работы предприятия. Система измерений, как правило, разрабатывается в ходе проектирования продукции или процессов, после совершенствуется. Система измерений должна соответствовать современным требованиям потребителей и достижениям конкурентов и лидеров. Она распространяется на каждый уровень процессов. Для измерения показателей процессов желательно иметь внутренние стандарты.

Показатели измерений.

   Показатели делят на внешние и внутренние по предназначению использования. Внешние показатели обычно нужны для подтверждения выполнения требований внешних субъектов, например потребителей, законодательных органов и т.д.

  Внутренние показатели обычно используются внутри для контроля и регулирования процесса и состояния продукта на этапах его формирования. Однако не всегда удается отнести данные измерения к какой-то конкретной группе. Например, некоторые из внутренних показателей могут быть интересны потребителям и проверяться ими. Измерения требуют затрат, и поэтому их нужно эффективно использовать в деятельности организации и в отдельных процессах. Необходимо учитывать, что управление качеством, основанное только на контроле изделия на выходе и на промежуточных этапах при переходе с одной операции к другой, выявляет брак, но не создает никакой добавочной ценности и поэтому является затратным. Необходимы превентивные (предупредительные) методы управления, позволяющие исключить брак.

Назначение и степень важности определяют следующие группы измеряемых показателей процесса и продукции:

1. Показатели качества: К показателям качества традиционно относят критические показатели, которые устанавливают - насколько конкретная продукция безопасна и соответствует действующему законодательству. Эти показатели существуют для определения юридической ответственности производителя относительно качества продукции и основных показателей, которые связанны с законодательством и безопасностью. 

2. Показатели уровня  лояльности и удовлетворенности потребителя:  Это измерения уровня удовлетворенности потребителей путем анкетирования репрезентативных фокус-групп, т.е. попытка задать правильные вопросы правильным людям.

3. Показатели продуктивности:  Показатели продуктивности процесса включают в себя экономическую  эффективность, производительность,  длительность производственного цикла - начиная с оформления заказа и заканчивая реализацией завершенного продукта.

4. Показатели результативности:  Посредством показателя результативности оценивается уровень реализации достижения запланированных ранее результатов.

   Идентификация всех критических и ключевых показателей процессов и продукции необходима с целью организации программ управления и мониторинга  внутри процессов. Показатели удовлетворенности, результативности и производительности процесса рассчитывают и оценивают по заранее утвержденной на предприятии методике.

   Важно, чтобы после того, как будет определено, какие измерения необходимы, на уровне руководителя процесса или вышестоящего лица были установлены периодичность и методы измерения, вид, в котором представляются показатели (таблицы, графики, отчеты, на электронном или на бумажном носителе), методы определения производительности и результативности.

   Соответственно  требованиям ГОСТ ISO 9001–2011, необходимо также использовать специальные процедуры, определяющие правила идентификации, сбора, индексирования, доступа, составления картотеки, хранения и изъятия записей о качестве. Ответственным за создание системы измерений назначают представителя руководства по СМК.


Кроме того, интересно почитать:

Мошенники в сфере сертификации ИСО 9001 или «мафия цветных принтеров»
Что такое система менеджмента качества.
Второй из восьми принципов СМК - авторитет лидера
Повышение роли службы качества в обеспечении успеха организации.
Роль ИСО 14001 в работе предприятия
Сертификат менеджмента качества ИСО 9001
Cертификация ISO 9001. Что это такое? Как получить?
Внедрение СМК: как избежать типичных ошибок?
СМК. IS0 9001. Принцип чётвёртый: Процессный подход.
Документы для оформления сертификата ISO 9001.



О компании
Сертификация
Наши преимущества
О нас
Клиенты
Реквизиты
Реестр сертификатов
Знак соответствия
Сотрудничество
Конфиденциальность



Информация
Статьи
Новости
Важно знать
История ISO
Вопросы и ответы
Видеоматериалы
Законодательство
Руководителю
Скачать Заявки



Другие услуги
ISO 14001
OHSAS 18001
Консалтинг
Повышение квалификации
Вступление в СРО
Лицензирование



Контакты

Тел.: 8 (800) 500-77-10

E-Mail: info@est-cert.ru

ICQ: 620-330-137

Skype: your_consultant

Орган по сертификации систем менеджмента качества "Международный Правовой Центр "Экспертиза"
Адрес: г.Москва, ул.Селезневская, дом 11А