Шестой из восьми принципов СМК – беспрерывное усовершенствование
Нет ничего неизменного; постоянны лишь сами перемены.
Существуют, как минимум, два очевидных повода для безостановочного совершенствования работы компании – внутренний и внешний.
«Нет предела совершенству!» - эту мудрую фразу слышали многие. Согласитесь, - всегда есть то, что можно сегодня сделать лучше, нежели это было сделано вчера!
Системный поиск возможностей для усовершенствования подобен несуетному, непрерывному и кропотливому процессу улучшения всех аспектов работы предприятия. Такую тактику в своё время успешно реализовали лидеры японских автомобильных корпораций, преследуя цель проникновения на рынок США.
Систематическое улучшение рабочих процессов дало возможность снижения цен на выпускаемую ими продукцию. Причём сделано это было без участия демпинговых механизмов и практики снижения доходов, а лишь благодаря возрастающему люфту между ценой продажи и себестоимостью выпускаемого автомобильного продукта.
Подобная природа уменьшения цены естественно расширяет присутствие компании на рынке, что, в свой черёд, удешевляет производственные затраты за счёт увеличения объёмов реализации. Специалистам подобные механизмы известны как «цепная реакция Деминга».
Первые шаги к реализации шестого принципа СМК
1. Стоит признать, что во главе угла любого усовершенствования стоит человек. Нужный вектор задают его личные устремления к усовершенствованию личностных характеристик, знаний и умений. Поэтому для реализации программы улучшения качества работы предприятия, прежде всего необходима дисциплина. Причём не «палочная», основанная на страхе, а самодисциплина сотрудников, в основе которой лежит внутренняя мотивация и убеждённость в целесообразности самосовершенствования.
2. Последующий шаг – повышение качества работы команды в целом. Хорошей базой этого улучшения может стать психологический комфорт, здоровая рабочая атмосфера в коллективе, доброжелательность сотрудников, их систематическое профессиональное обучение.
3. Качественное изменение рабочей среды за счёт усовершенствования офисного пространства. Наследуя философские традиции Востока, японский менеджмент придерживается убеждения, что порядок в мыслях человека неотделим от порядка в окружающей его обстановке. Поэтому рациональная организация рабочих зон и поддержание порядка имеет принципиальное значение в системе менеджмента качества.
Препятствиями в совершенствовании бизнес-процессов могут выступать нерациональность, несоответствия, потери. Для предотвращения этих явлений стоит анализировать текущие рабочие моменты, задаваясь следующими вопросами:
1. Что конкретно рождает данная операция (либо процесс)?
2. Зачем это делается, и можно ли без этого обойтись?
3. Где это делается, и не лучше ли это делать в ином месте?
4. В какое время это осуществляется?
Когда руководству компании удаётся внедрить в практику шестой принцип СМК, образуется так называемая «среда всеобщего качества». Совершенствование сотрудников и рабочего пространства служит благодатной почвой для всемерного качественного развития бизнес-процессов.