Четвёртый из восьми принципов СМК - методика процессного подхода
Согласно рекомендациям авторов-разработчиков системы восьми принципов, любое действие, осуществляемое в рамках предприятия, следует понимать как процесс, или последовательную смену определённых этапов, преобразующих начальную и конечную ситуации, вход и выход. По их утверждениям, необходимый производственный результат достигается быстрей и легче, если руководство рассматривает компанию как активную целостную систему с происходящими в ней взаимосвязанными процессами.
Процессное мышление: любое явление - это фрагмент некоего процесса.
Создание СМК, отвечающей стандартам ISO 9001:2015, должно базироваться на процессном подходе. Повышение качественных показателей предприятия в этой связи представляет собой деятельность руководства по управлению текущими процессами.
В числе стоящих перед руководством задач:
• измерение процессных показателей;
• мониторинг их результативности;
• анализ результатов;
• работу по планированию перспективных процессов, преследующую цель их улучшения;
• распределение сферы полномочий и ответственности между сотрудниками.
Именно такой подход даёт возможность синхронизировать работу отдельных структурных подразделений и подчинить её общим целям компании. Для более полного представления можно провести аналогию между процессами и алгоритмами. На языке алгоритмов, в частности, базируются информационные технологии, значение которых возрастает день ото дня. Сегодня ИТ обеспечивают конкурентоспособность компаний, поэтому аналогия с процессингом представляется весьма удачной.
Процессный подход в организации бизнеса.
Отдельного рассмотрения заслуживают производственные бизнес-процессы. Их отличает ориентированность на конечного покупателя, готового заплатить за производимый компанией продукт. Без потребителя бизнес теряет смысл. Следовательно, организация и систематизация бизнес-процессов должна строиться не с позиции удобства компании, а с учётом потребительских интересов и предпочтений.
Исходя из местонахождения потребителя, бизнес-процессы можно классифицировать как внутренние и внешние. Внешние порождает взаимодействие с клиентами. Субъектом и объектом внутренних является сама компания (К примеру, разработка и внедрение СМК). В любом случае, каждый из них представляет собой цепочку из отдельных звеньев.
Применительно к системе управления качеством принципиально важно расценивать каждое из звеньев как самостоятельный процесс. В Японии такой подход называют автономизацией: разложение бизнес-процесса на отдельные структурные компоненты для организации верного взаимодействия между ними. Целью применения такого подхода является недопущение различного рода несоответствий на любом из этапов единого бизнес-процесса.
Такой анализ позволяет руководству быть уверенным, что процессы функционируют в русле принятой политики и работают на достижение целей компании.