Что такое система менеджмента качества.
Что такое система менеджмента качества (СМК).
Система менеджмента качества – это набор стандартов (требований), которые служат для управления компаниями. Эти требования направлены на улучшение организации работы сотрудников всех подразделений компании. При условии выполнения таких стандартов, компания получает рост показателей качества выпускаемой продукции. Что, в свою очередь, делает компанию конкурентоспособной.
С помощью системы менеджмента качества компания может повысить свой имидж на рынке конкурентов, а также в глазах своих партнеров, снизить непроизводственные затраты и увеличить показатели качественной продукции. Компания может привлечь новых инвесторов.
Система менеджмента качества обычно сертифицируется. Большинство компаний используют сертификат соответствия менеджмента качества ISO 9001. Как правило, это предприятия, деятельность которых направлена на: строительство и проектирование, производство и поставку торгового оборудования. Предприятия, которые осуществляют охранную деятельность, производят ремонт и техническое обслуживание, работают в области научных исследований – также прибегают к сертификации ISO 9001.
Принципы и основы СМК.
Сертификация соответствия менеджмента качества ISO 9001 имеет ряд принципов: ориентация на желания потребителя; вовлечение в процесс контроля качества не только руководство компании, но и ее работников; системный подход к управлению; принятие решений на основе статистический наблюдений и анализа ситуации и т.д
Главной составляющей системы менеджмента качества ISO 9001 является регулярная проверка трудоспособности системы менеджмента качества. Осуществляется такая проверка в виде аудитов внутреннего характера. Для проведения аудита предприятие может пригласить и внешнюю организацию.
Аудит СМК.
Аудит системы менеджмента качества – это независимая проверка организации, которая в обязательном порядке должна быть задокументирована. Проверка, как правило, направлена на решение важных задач. К таким задачам можно отнести: работает или нет система качества в проверяемой организации и какова ее результативность; как работает система качества – как отдельный элемент или же как система в целом.
Участниками аудита системы менеджмента качества всегда выступают две стороны – это заказчик (лицо, заинтересованное в проверки организации), аудиторы (группа людей, осуществляющих проверку), технические эксперты (консультанты аудиторов в различных вопросах, которые могут возникнуть в ходе проверки), проверяемая сторона (как правило, это сотрудник проверяемой организации).
Аудит СМК делится на несколько этапов: подготовка, проведение, завершение аудита. Все эти этапы обязательно фиксируются на бумажном носителе. Задокументированные этапы аудита являются подтверждением его проведения. После завершения аудита системы менеджмента качества готовится отчет о его проведении, с которым должны ознакомиться все участники проверки. Отчет визируется и отправляется в архив.