EURO-STANDART-TEST

Goodwill Certification System

(800) 500-77-10
(495) 506-95-58

Что нужно знать о бережливом производстве


Главная >

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. КАК ПОЯВИЛОСЬ. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ.


История бережливого производства

  Историю бережливого производства можно проследить с момента разработки и внедрения производственной системы Toyota (TPS) в Японии. Вот обзор ключевых исторических вех:

Бережливое-производство-История-развития-Основные-принципы.jpg

1. Период после Второй мировой войны (1940-е годы):

После Второй мировой войны Япония столкнулась с экономическими трудностями и нехваткой ресурсов.
Тайити Оно, инженер Toyota, часто считается одним из ключевых архитекторов производственной системы Toyota.

2. Разработка производственной системы Toyota (TPS) (1950-е - 1970-е годы):

Toyota под руководством Киитиро Тойоды и таких руководителей, как Тайити Оно и Сигео Шинго, приступила к разработке производственной системы, направленной на устранение экономических ограничений и повышение эффективности.
Производственная система Toyota (TPS) развивалась как комплексная система, направленная на устранение отходов, оптимизацию потока и постоянное совершенствование.
Ключевыми элементами TPS являются производство "точно в срок" (JIT), система Канбан и концепция "дзидока" (автоматизация с участием человека).

3. Внедрение терминологии бережливого производства (1980-е годы):

Термин "бережливое производство" приобрел популярность на Западе в 1980-х годах.
Джеймс Уомак, Дэниел Джонс и Дэниел Роос опубликовали в 1990 году книгу "Машина, изменившая мир", в которой ввели термин "бережливое производство" для описания принципов и практик, применяемых в Toyota.

4. Глобальное распространение (1990-е - 2000-е годы):

Компании по всему миру начали внедрять принципы бережливого производства.
Практика бережливого производства распространилась не только на производство, но и на другие отрасли, такие как здравоохранение, сфера услуг и разработка программного обеспечения.

5. Бережливое производство в эпоху цифровых технологий (2010-е - настоящее время):

Принципы бережливого производства продолжали развиваться в ответ на изменение технологий и бизнес-среды.
Концепции бережливого производства были адаптированы и применялись в таких областях, как бережливый стартап в предпринимательстве и разработка бережливого программного обеспечения в ИТ-индустрии.

  История бережливого производства характеризуется его корнями в японской производственной практике, последующим внедрением и адаптацией компаниями по всему миру и постоянным развитием в соответствии с требованиями современного бизнес-ландшафта.


Что такое бережливое производство?

  Концепция бережливого производства существует уже давно. По своей сути, она относится к процессу непрерывного совершенствования производственных условий. Это системный подход к производственной деятельности, основанный на нескольких ключевых принципах, которые мы рассмотрим ниже. Применяя принципы бережливого производства к своим производственным процессам, производители из разных отраслей смогли сократить время простоя и потери при одновременном повышении производительности и эффективности. По сути, бережливое производство — это создание большего с меньшими затратами.

  Бережливое производство выглядит по-разному для каждого производителя в зависимости от продукта, размера компании, используемых технологий и тому подобных факторов. Однако каждый бережливый производитель преследует одну и ту же цель: устранение отходов на протяжении всего производственного процесса. К отходам могут относиться отходы материалов (лом), потраченное впустую время, деньги и другие серьезные факторы неэффективности, которые могут возникнуть на предприятии. На предприятии бережливого производства вы увидите процессы, оборудование и технологии, которые обеспечивают максимальную эффективность и предотвращают или уменьшают количество отходов во всех аспектах производства.

Основные принципы бережливого производства

1. Определение ценности: Определение ценности предполагает понимание того, что нужно клиенту и какую ценность обеспечивает ваш продукт. Этот принцип гарантирует, что отрезок производственного процесса увеличивает ценность с точки зрения покупателя, тем самым повышая эффективность производственного процесса. Чтобы точно определить ценность, производственным компаниям необходимо взглянуть на свою деятельность глазами своих клиентов и соответствующим образом расставить приоритеты в своих усилиях.

Вот несколько шагов, которые они могут предпринять, чтобы добиться успеха:


Определите потребителя каждого продукта.
Поймите, что представляет ценность для каждого клиента, используя инструменты маркетинговых исследований или опросы клиентов и интервью с ними.
Проанализируйте свои продукты, чтобы убедиться, что они эффективно отвечают потребностям клиентов.


ПРИМЕР. С помощью этой информации вы сможете легко решить, что сохранить, а что исключить из производственного процесса. Например, производитель мебели может узнать из отзывов клиентов, что скорость доставки так же важна, как и качество мебели. Уделяя особое внимание принципу ценности, компания оптимизирует процессы производства и цепочки поставок, сокращая время выполнения заказа и обеспечивая клиентам более быстрое получение своих покупок. Это может включать оптимизацию системы обработки заказов и тесное сотрудничество с партнерами по логистике для обеспечения более быстрых сроков доставки.

2. Составьте карту цепочки создания ценности: Как только вы определили ценность, пришло время составить карту вашей цепочки формирования ценности. Это включало в себя описание этапов доставки продукта — от сырья до конечного потребителя. Проводите различие между процессами, создающими ценность, и процессами, не создающими ее, определяя каждое действие, необходимое для разработки, производства и предоставления продукта. Цель составления карты ценности - исключить процессы, которые не добавляют ценности, чтобы вы могли оптимизировать производство и снизить затраты.

Составление карты потока создания ценности может выглядеть следующим образом:

Создайте карту потока создания ценности вашего продукта или услуги и подробно опишите каждый этап его жизненного цикла.
Проанализируйте каждый шаг на предмет его вклада в повышение потребительской ценности, обращая внимание на потери и области, требующие улучшения.
Исключите шаги, не добавляющие ценности, и оптимизируйте те, которые приносят пользу.

ПРИМЕР.  На предприятии по производству упаковки анализ потока создания ценности может показать, что значительное количество времени тратится на проверку и перепроверку уровня запасов вручную. Автоматизируя свою систему управления запасами, компания может сократить время, затрачиваемое на ручную работу. Это гарантирует, что основное внимание по-прежнему будет уделяться мероприятиям, которые непосредственно способствуют созданию потребительской ценности, таким как дизайн и контроль качества.


3. Создайте поток: После того, как из цепочки создания ценности будут удалены отходы, убедитесь, что остальные процессы выполняются плавно и эффективно, без перерывов и задержек, или создайте “поток”. Обеспечение непрерывного потока рабочих материалов и информации сокращает время цикла и вероятность возникновения узких мест. В результате клиенты неизменно получают заказы в срок.

Вот как вы можете создать поток на своем предприятии:

Выявляйте и устраняйте препятствия, которые вызывают задержки, дефекты и узкие места в производственном процессе.
Внедряйте такие инструменты и методы, как производство "точно в срок" (JIT), выравнивание рабочей нагрузки и перекрестное обучение сотрудников, чтобы обеспечить гибкость и эффективность.
Постоянно контролируйте и корректируйте рабочие процессы для поддержания бесперебойности.

ПРИМЕР.  Предприятие по производству промышленного оборудования может решить проблему с узким местом на паяльной станции, инвестировав средства в автоматизированные станки для одновременной пайки плат и внедрив систему планирования для группировки однотипных технологических плат, что упростит настройку. Это улучшает процесс пайки, сокращает время сборки и повышает эффективность выполнения заказов.


4. Установите непрерывность производства: После того как вы установили непрерывность производства, применяйте принцип непрерывности производства, чтобы иметь гарантию, что продукция производится только в соответствии со спросом клиентов, а не в ожидании будущего спроса. Цель принципа непрерывности производства — сократить перепроизводство - один из крупнейших источников отходов на производстве.

 Производя только то, что необходимо, в нужных количествах, вы можете значительно сократить количество отходов и повысить эффективность. Вот один из способов создания такой системы на вашем предприятии:

Внедрите производственную систему, ориентированную на спрос, чтобы предупреждать соответствующий персонал о необходимости производства большего количества продукции.
Отрегулируйте процессы закупок, производства и распределения, чтобы они лучше реагировали на реальные заказы клиентов.
Поддерживайте тесную связь с клиентами и поставщиками, чтобы обеспечить точное соответствие производства спросу.

ПРИМЕР.  Завод по розливу может внедрить систему "pull", производя напитки только на основе заказов, поступающих из супермаркетов в режиме реального времени. Напрямую связывая производство с данными о продажах, завод может свести к минимуму избыточные запасы и отходы. По мере того как супермаркеты продают больше товаров, они запрашивают больше у завода, обеспечивая прямое соответствие производства потребительскому спросу, повышая эффективность и освобождая складские запасы.


5. Стремитесь к совершенству: Теперь, когда вы наладили поток работ на своем предприятии, пришло время сосредоточиться на постоянном совершенствовании, также известном как принцип совершенства. Принцип совершенства заключается в поиске путей повышения качества, эффективности и оперативности реагирования. Чтобы стимулировать непрерывное совершенствование, вам необходимо развивать культуру, в которой совершенствование происходит постоянно, а операционное совершенство является стандартом. Этот принцип побуждает организации стремиться к совершенствованию процессов и результатов, осознавая, что совершенство - это путь, а не пункт назначения.

Вот как вы можете усовершенствовать свою систему бережливого производства.:

Поощряйте культуру, в которой каждый член команды имеет право выявлять недостатки и предлагать улучшения.
Регулярно проводите анализ процессов, ища возможности для повышения качества, скорости и экономической эффективности.
Используйте показатели и ориентиры для отслеживания прогресса и определения областей для дальнейшего совершенствования.
Инвестируйте в возможности профессионального развития ваших сотрудников, которые напрямую повышают ценность вашего бизнеса.

ПРИМЕР. Примером применения этого принципа в работе может служить завод по производству медицинского оборудования, проводящий еженедельные проверки, в ходе которых работники всех отделов делятся предложениями по улучшению производственного процесса. Одно из предложений может привести к изменению процесса упаковки, сокращению отходов материалов и времени на упаковку. Это не только сокращает расходы, но и соответствует целям устойчивого развития.


☑  Найти похожие статьи и другие полезные материалы Вы можете по этой ссылке


Кроме того, интересно почитать:

Получить сертификат ГОСТ Р 57582
Cертификация ISO 9001. Что это такое? Как получить?
Получить сертификат ISO 37001
Сертификация ISO 9001-2015 в Москве.
Получить сертификат ISO 55001
Сертификация ISO 19443
Сертификация на соответствие OHSAS 18001
Получить сертификат ISO 20228
Вовлечённость персонала
Схемы добровольной сертификации, в том числе ISO 9001



О компании
Сертификация
Наши преимущества
О нас
Клиенты
Реквизиты
Реестр сертификатов
Знак соответствия
Сотрудничество
Конфиденциальность



Информация
Статьи
Новости
Важно знать
История ISO
Вопросы и ответы
Видеоматериалы
Законодательство
Руководителю
Скачать Заявки



Другие услуги
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ
ISO 14001
OHSAS 18001
Консалтинг
Повышение квалификации
Вступление в СРО
Лицензирование



Контакты

Тел.: 8 (800) 500-77-10

8 (495) 506-95-58

E-Mail: info@est-cert.ru

Орган по сертификации систем менеджмента качества "Международный Правовой Центр "Экспертиза"
Адрес: г.Москва, ул.Селезневская, дом 11А