Стандарт ISO 9001:2015 - Средства обеспечения
Главная >
Раздел 7 стандарта ISO 9001:2015 - Средства обеспечения
Раздел 7 стандарта ISO 9001:2015, озаглавленный "Средства обеспечения", устанавливает механизмы поддержки и ресурсы для эффективного построения и сопровождения СМК. Цель данного пункта - обеспечение в компаниях необходимых структур поддержки, обеспечивающих успешное функционирование СМК.
В разделе 7 "Средства обеспечения" подчеркивается важность создания среды, в которой сотрудники обладают достаточными ресурсами и навыками для эффективного внедрения СМК. Это гарантирует наличие структур поддержки, обеспечивающих успешное создание и поддержку СМК, способствующих формированию культуры качества и непрерывному развитию организации.
Конкретные цели раздела 7 "Средства обеспечения" заключаются в следующем:
1. Ресурсы: Компании обязаны определить и предоставить требуемые ресурсы для поддержки и непрерывного совершенствования СМК. В это входит: предоставление компетентного персонала, инфраструктуры, оборудования и финансовых ресурсов.
2. Компетентность: В этом пункте подчеркивается важность обеспечения компетентности персонала, производящего работу, влияющую на качество продукции или услуг. Компании обязаны установить необходимый уровень компетентности, предоставлять соответствующие возможности для обучения и повышения квалификации и анализировать эффективность программ обучения.
3. Информированность и коммуникация: Компании обязаны создать условия, чтобы сотрудники осознавали важность своей деятельности и то, какой вклад они вносят в выполнении целей в сфере качества. В этот пункт входит предоставление информационных и коммуникационных каналов для формирования культуры качества, эффективного создания СМК и получения сертификата ISO 9001.
4. Документированная информация: В этом пункте подчеркивается необходимость разработки и поддержания в рабочем состоянии документированной информации для поддержки функционирования СМК. Это включает процедуры, различные инструкции, формы и записи для эффективного планирования и управления процессами.
5. Контроль документов: Организации должны разработать процесс контроля за созданием, утверждением и распространением документированной информации. Это гарантирует доступность актуальных и корректной документации, предотвращая применение устаревшей или недействительной информации.
6. Контроль записей: Данное положение говорит, что необходимо разработать процесс идентификации, сбора, индексации, хранения и извлечения записей, которые демонстрируют эффективную работу СМК. В это входит установка сроков хранения записей и обеспечение их защиты от потери или несанкционированного доступа.
Решая задачи, изложенные в Разделе 7, компании создают надежную базу для поддержки своей СМК. Наличие ресурсов, компетентного персонала, эффективных каналов коммуникации и точной документированной информации обеспечивает бесперебойную работу СМК и поддерживает способность компании удовлетворять требования клиентов и повышать качество продукции и услуг.
Соблюдение требований Раздела 7 стандарта ISO 9001:2015 - "Средства обеспечения".
Соблюдение пункта 7, озаглавленного “Средства обеспечения”, стандарта ISO 9001 предполагает разработку и поддержание в рабочем состоянии необходимых систем поддержки и ресурсов, обеспечивающих эффективное создание и функционирование СМК. Вот несколько примеров того, как компания может соответствовать пункту 7:
1. Компетентность и профессиональная подготовка: Удостоверьтесь, что каждый сотрудник, задействованный в деятельности, связанной с СМК, обладает достаточными компетенциями и квалификацией. Определите параметры компетентности, проведите соответствующее обучение и записывайте ход обучения и повышения квалификации сотрудников.
2. Инфраструктура и рабочая среда: Определить и обеспечить инфраструктуру, помещения и производственную среду, необходимые для эффективного функционирования СМК. В это входит: обеспечение надлежащего рабочего пространства, оборудования, технологий, инженерных коммуникаций и условий окружающей среды.
3. Информирование и коммуникация: Повышайте осведомленность сотрудников о СМК, ее важности, а также об их индивидуальных функциях и обязанностях. Создайте эффективные каналы коммуникации, чтобы поддерживать поток информации, касающихся результатов деятельности во всей компании.
4. Документированный контроль информации: Создайте инструмент управления документооборотом, чтобы контролировать создание, проверку, утверждение, распространение документированной информации, рабочих инструкций и записей. Обеспечьте надлежащий контроль, доступность и актуальность документов.
5. Распределение ресурсов: Выделяйте ресурсы, в том числе человеческие ресурсы, инфраструктуру, технологии и финансовые ресурсы, для поддержки и сопровождения СМК. Убедитесь, что ресурсы доступны компания могла достигать намеченных целей в сфере качества и поддержки СМК.
6. Управление поставщиками: Внедрите процесс оценки и отбора поставщиков исходя из их способности соответствовать желаемому уровню качества. Установите критерии анализа поставщиков, отслеживания эффективности и механизмы обратной связи для обеспечения нужного уровня закупаемых продуктов и услуг.
7. Управление рисками: Внедрите методы управления рисками в СМК для поиска и уменьшения рисков, могущих оказать влияние на достижение целей в сфере качества. Разработайте стратегии по устранению рисков и предотвращению или минимизации потенциального негативного воздействия на показатели качества.
8. Контроль документации: Установите процедуры контроля и управления документацией, в том числе контроль версий, циклы проверки и ограничения доступа. Убедитесь, что документация легкодоступна, удобочитаема и защищена от потери или повреждения.
9. Несоответствие и корректирующие действия: Разработайте процессы для выявления, документирования, работы с несоответствиями и применения корректирующих мер. Внедрите методологии оценки первопричин для определения основных причин несоответствий и принятия превентивных мер во избежание их повторения.
10. Постоянное совершенствование: Поддерживайте культуру постоянного совершенствования, поощряя сотрудников вносить предложения по усовершенствованию процессов, участвовать в инициативах по совершенствованию и вносить свой вклад в решение проблем. Регулярно просматривайте данные о производительности, отзывы клиентов и показатели процессов, чтобы определить области, требующие улучшения.
Соблюдение пункта 7 дает гарантию, что компания располагает инструментами поддержки, обеспечивающими эффективное внедрение и эксплуатацию СМК. Уделяя внимание компетентности, инфраструктуре, коммуникациям, контролю документации, распределению ресурсов, компании могут повысить общую результативность СМК и повысить удовлетворенность клиентов.
История изменений Раздела 7 стандарта ISO 9001:2015 - "Средства обеспечения".
Раздел 7 стандарта ISO 9001, озаглавленный “Средства обеспечения”, претерпевал изменения и уточнения на протяжении всей истории стандарта. Давайте рассмотрим эволюцию раздела 7 в различных версиях ISO 9001:
ISO 9001:1987: В первоначальной версии стандарта ISO 9001, вышедшей в 1987 году, не было специального раздела, посвященного “Средствам обеспечения”. Стандарт в основном фокусировался на процессах обеспечения качества и контроля, не затрагивая непосредственно функции поддержки в рамках СМК.
Стандарт ISO 9001:1994: В редакции 1994 года ISO 9001 ввел концепцию “Руководства по качеству” и “Системы качества” в пункте 4. Хотя в нем рассматривались некоторые элементы, связанные с функциями поддержки, в нем не было специального пункта, конкретно посвященного деятельности по поддержке в рамках СМК.
Стандарт ISO 9001:2000: В 2000 году в стандарт ISO 9001 были внесены существенные изменения, в том числе введена структура высокого уровня (HLS), разработанная ISO. Раздел 6, озаглавленный “Ответственность руководства”, включал требования к ресурсам, инфраструктуре и рабочей среде. Однако в нем не было специального раздела, посвященного исключительно поддержке.
ISO 9001:2008: В редакции 2008 года был введен раздел 6.3, озаглавленный “Инфраструктура”, который охватывал некоторые требования, связанные с поддержкой. Однако это не было всеобъемлющим отдельным пунктом, посвященным вспомогательным функциям.
ISO 9001:2015: В пересмотренном в 2015 году стандарте ISO 9001 был введен специальный раздел, раздел 7, озаглавленный “Средства обеспечения”. Это стало значительным событием в стандарте, подчеркнув важность функций поддержки в рамках СМК. Пересмотренный раздел включает требования, касающиеся ресурсов, компетентности, осведомленности, коммуникации, документации.
В текущей версии стандарта ISO 9001, ISO 9001:2015, значительное внимание уделяется вспомогательным функциям, которые нужна для создания и поддержания эффективной системы управления качеством. Это требует от компаний предоставления необходимых ресурсов, обеспечения компетентного персонала, повышения осведомленности о требованиях к качеству, создания эффективных каналов коммуникации и управления документацией.
☑ Ознакомиться с другими разделами стандарта ISO 9001