Вовлечённость персонала
Одним из принципов менеджмента качества стандартов ISO серии 9000 является вовлеченность персонала. Обычно на начальном этапе создания системы менеджмента качества (СМК) вовлеченность сотрудников велика, так как все участвуют в общем деле, ясна цель — получение сертификата ИСО 9001. Однако спустя некоторое время, когда сертификат ИСО 9001 уже неоднократно подтвержден, интерес к системе теряется.
И возникает вопрос: как поддерживать постоянную вовлеченность сотрудников в работу по совершенствованию СМК?
БЛИЦОПРОС
Игорь Таланкин, заместитель директора по персоналу ЗАО «НПП «Фармакс» (г. Киров)
Мои предложения по стимулированию (поддержке) постоянной вовлеченности сотрудников в работу по совершенствованию СМК.
1. Лидерство руководителя, его личный пример в постановке цели по разработке и освоению СМК в организации — это самое важное и самое слабое звено СМК.
2. Создание корпоративной культуры компании, направленной на всеобщую вовлеченность сотрудников в СМК.
3. Введение системы стимулирования участия в работе по совершенствованию СМК (материальные и нематериальные стимулы).
4. Внедрение в практику кружков качества и процессного подхода.
5. Установление компетенции «Ориентация на качество» в качестве ключевой для всех сотрудников организации, которая будет учитываться при обучении и оценке персонала.
6. Систематическое обучение сотрудников менеджменту качества.
Галина Новокрещенова, начальник отдела менеджмента качества ЗАО «Асептические медицинские системы» (г. Миасс, Челябинская обл.)
Правило 1. Нельзя называть совершенствование СМК совершенствованием деятельности предприятия — такая формулировка отрывает СМК от реальности. Совершенствование деятельности предприятия — это улучшение для всех работников, которые говорят о предприятии «наше». Каждый человек хочет, чтобы жизнь улучшалась, это просто и понятно.
Правило 2. Любое предложение сотрудников должно получать отклик руководства. Форма может быть любой. Конечно, самый положительный результат дает воплощение в жизнь предложений персонала. Но если сотрудник предлагает глупость — он тоже должен получить на это компетентный ответ.
Правило 3. Руководители всех уровней должны выполнять задачи своего подразделения, направления, предприятия (чаще всего самые сложные и ответственные). Сотрудники всегда это видят и, как правило, хотят помочь. Мне приходилось слышать от руководителей, принимающих на работу новых сотрудников, высказывания типа «сегодня я расскажу ему о работе, а завтра — о системе». Пока люди разделяют «работу» и «систему», вовлеченность сотрудников в деятельность по совершенствованию СМК может быть только формальной или связанной с премированием (депремированием).
Ольга Чупахина, начальник Службы качества и метрологии ООО «Кроностар» (г. Шарья, Костромская обл.)
1. Основным фактором поддержания вовлеченности сотрудников организации является заинтересованность высшего руководства в развитии и эффективности СМК, причем не формальная, а заряжающая уверенностью в необходимости совершенствования, реализованная через постановку целей и задач как для всего бизнеса, так и для основных процессов. Генеральный директор ежегодно сам формулирует цели и критерии оценки для всех процессов, далее они обсуждаются и утверждаются на координационном совете предприятия.
2. Систематическая оценка и демонстрация полученных результатов, выделение ресурсов, одобрение и мотивация руководителей разных уровней, добившихся хороших результатов по совершенствованию. Внедрение системы оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности. Оценка достижения целей проводится два раза в год.
3. Поддержание системы подачи предложений по улучшению от специалистов и рабочих посредством достойной оплаты предложений, реализованных на практике. Также по итогам года трем сотрудникам, подавшим и внедрившим наибольшее число идей, вручают премии и ценные подарки. Оценка предложений проводится на экспертном совете.
4. Освоение на предприятии новых методов, направленных на улучшение: система 5S, ТРМ. Обучение, введение рабочих инструкций, мотивация сотрудников: по итогам квартала для лучших бригад — денежная премия, за первое место — кубок от руководителя «За стремление к совершенству».
5. Планирование и проведение внешнего и внутреннего обучения. При этом руководители осваивают новые методики управления, техники качества на общем семинаре в присутствии генерального директора. К сожалению, не все руководители проникаются идеей обучения и хотят применять ее на практике. Причинами могут быть занятость, отсутствие желания, другие приоритеты.
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 07’2013
Для получения сертификата ГОСТ ISO 9001-2011
Ваша компания может обратиться в наш Орган по сертификации
«Международный Правовой Центр «Экспертиза»
8 (800) 500-77-10 (Бесплатно по России)