Типичные несоответствия и их основные причины
Главная >
Всего в ГОСТ ISO 9001-2011 изложено более пятидесяти требований к СМК. Некоторые требования из раздела 7 стандарта допускается исключать, если их нельзя применить. Однако каждая организация вопрос документального описания модели, действующей на предприятии СМК, решает по-своему. Стандарт не предъявляет специфических требований к форме и количественному составу документов СМК. Их структура и конкретное содержание зависят прежде всего от величины и видов деятельности самой организации, от сложности взаимодействия процессов СМК, от уровня компетентности персонала. Поэтому разные организации могут предлагать документальные описания действующей модели СМК в самых разнообразных формах.
Задача аудитора заключается в том, чтобы провести сопоставительный анализ документов действующей на предприятии модели СМК и модели системы менеджмента по ГОСТ ISO 9001-2011 с целью приведения в конечном итоге действующей СМК в вид, обеспечивающий соответствие требованиям стандарта.
Типичные несоответствия, выявленные в ходе внутренних и предсертификационных аудитов СМК.
Большая часть несоответствий по результатам внутренних и предсертификационных аудитов СМК связана с невыполнением требований к документам систем менеджмента, включая записи (35% несоответствий). Доля замечаний по пункту, касающемуся управлением документацией, еще выше — до 40 %. Это говорит о том, что управление документацией является «слабым местом» большинства организаций.
На втором месте по числу выявленных несоответствий стоят требования ГОСТ ISO 9001-2011 к процессам жизненного цикла продукции (28,5%), в частности, требования к производству и обслуживанию (13,1%), на третьем и четвертом — к работе с устройствами для мониторинга и измерений (10,2%) и к мониторингу и измерениям (8,4%).
На долю остальных требований ISO 9001 приходится менее 5% выявленных несоответствий.
Анализ несоответствий, обнаруженных в ходе предсертификационных аудитов СМК, показывает, что основными причинами выявленных несоответствий являются:
- отсутствие постоянной поддержки со стороны высшего руководства работ по созданию СМК. Иногда его участие заканчивается утверждением плана работ по разработке и внедрению СМК, вследствие чего у персонала пропадает мотивации к интенсивной работе по построению системы;
- отсутствие достаточных полномочий для реального влияния на функционирование и развитие системы у представителя руководства по качеству, что делает более сложным процесс разработки и внедрения СМК;
- недоведение до работников организации информации об актуальности и важности их деятельности и вкладе в достижение целей в области качества, что может быть следствием формального отношения высшего руководства к созданию СМК;
- самоустранение высшего руководства от анализа СМК, которое перекладывает всю ответственность чаще всего на службу качества, что приводит к снижению статуса системы;
- низкая культура обращения с документами: документы небрежно оформлены, испачканы, измяты, руководители и работники не ориентируются в них; наряду с формальным отношением к ведению записей используются формы записей, отличные от установленных;
- проведение анализа результатов аудитов ненадлежащим образом и корректирующие действия формальны (не отражают причин появления несоответствий), предпринимаемые действия нацеливаются не на предупреждение, а на устранение несоответствий.