EURO-STANDART-TEST

Goodwill Certification System

(800) 500-77-10
(495) 506-95-58

Разделы стандарта ISO 9001


Главная >

  Разделы стандарта ISO 9001. Подробное описание


“Качество – это не действие, это привычка” - Аристотель. В деловом мире стандарт ISO 9001 является кодификацией этой привычки. Понимание его десяти положений имеет первостепенное значение для предприятий, стремящихся к устойчивому успеху в контроле за качеством.

Десять-разделов-стандарта-ISO-9001.jpg

  ISO 9001 -признанный в мировом сообществе стандарт по управлению качеством, представляющий собой универсальную передовую практику для роста удовлетворенности клиентов и внутренней эффективности. Репутация компании обусловлена ее универсальной адаптируемостью во всех секторах, от производства до предприятий, ориентированных на предоставление услуг.

Теперь давайте углубимся в десять разделов стандарта ISO 9001.

  Стандарт ISO 9001 состоит из десяти разделов, каждый из которых содержит определенный набор требований. В качестве основы стандарт ISO 9001 основан на десяти разделах, каждый из которых плавно переходит в следующий, что обеспечивает целостный подход к управлению качеством.

  Эти положения охватывают все аспекты, которые должна учитывать надежная СМК, от определения сферы применения до постоянного совершенствования. А получение сертификата ISO 9001 обеспечивает гарантию того, что СМК держателя сертификата отвечает требованиям этого стандарта.


Десять разделов ISO 9001:2015

1. Сфера применения

  Сфера применения ISO 9001:2015 определяет границы, которые охватывает стандарт ISO 9001. В этом случае ограничения максимально широки, поскольку стандарт является общим и применяется ко всем компаниям независимо от величины, типа или продуктов и услуг, ими предоставляемых. ISO 9001 может быть применен как к микропредприятию, в котором работает один человек, так и к глобальному предприятию с сотнями и тысячами сотрудников.

2. Нормативные ссылки

  Ссылки на нормативные документы - второй раздел, он служит в качестве ориентира, направляя пользователей к дополнительным документам. Нормативная ссылка означает, что вы не можете применять данный стандарт без использования источника, на который дана ссылка, — стандарта ISO 9000:2015 "Системы менеджмента качества - основы и словарь".

  ISO 9000 содержит фундаментальные концепции и принципы управления качеством. Приобретать или читать документ ISO 9000 очень важно; это является необходимым условием, поскольку способствует пониманию сути ISO 9001.


3. Термины и определения

  В этом разделе указано, что используются термины и определения, которые содержатся в ISO 9000:2015.

4. Среда организации

  Пункт 4 стандарта ISO 9001:2015 “Среда организации” требует, чтобы компания выявляла и понимала проблемы, возникающие внутри компании и извне, и которые относятся к ее цели и стратегии. К внешним факторам обычно относятся окружающая среда, рынок, политический ландшафт или другие внешние факторы, оказывающие влияние на способность компании достигать поставленных целей. Также следует обозначить внутренние факторы, такие как культура, процессы и ресурсы, влияющие на эффективность бизнеса. Понимая контекст, в котором работает компания, предприятия могут определить свои цели и процессы, необходимые для их достижения, а также возможности для улучшения.

  Кроме того, важно обозначить заинтересованные стороны, их требования и нужды. Заинтересованными лицами могут быть клиенты, заказчики, субподрядчики, сотрудники, акционеры, представители общественности и так далее. Принимая во внимание нужды и запросы заинтересованных лиц, компания может гарантировать, что ее продукт и услуги удовлетворяют их требованиям.


5. Лидерство

  Пункт 5 требует, чтобы руководство брало на себя ответственность за эффективность СМК и обеспечивало достаточную поддержку и ресурсы для ее создания и поддержания в функциональном состоянии. Руководители призваны разработать и распространить политику и цели в сфере качества, а также обеспечить их понимание во всей компании и за ее пределами, когда в этом есть необходимость.

  Руководство также несет ответственность за внедрение культуры непрерывного улучшения и поощрение участия сотрудников в системе управления качеством. Этого можно достичь несколькими способами, такими как выездные совещания с руководством, инструктаж персонала и посещение производственного участка или цеха для взаимодействия с персоналом.

  Руководящий состав должен взять на себя ответственность за СМК и обеспечить требуемую поддержку и ресурсы для ее эффективного функционирования. Это не означает, что они должны сами создавать или поддерживать систему менеджмента, но они должны вносить свой вклад и, в конечном счете, возглавлять ее. Это обеспечит соответствие СМК стратегическому направлению бизнеса.


6. Планирование

  Пункт 6 требует от компании создания и внедрения планов, поддерживающих СМК и ее процессы. Это включает:

Планы по снижению рисков и использованию потенциала возможностей.
Планы по достижению бизнес-целей.
Стратегии управления изменениями.

  Риски и возможности должны быть очевидны благодаря полному пониманию проблем внутренних и возникающих извне, указанных в пункте 4. Следующим шагом для руководящего звена и управленческих команд должно стать планирование их активного решения.

  Цели обязаны быть актуальными, согласованными с политикой и поддающимися измерению. ISO 9001 также требует планирования внедрения любых изменений в СМК и оценки последствий этих изменений (управление изменениями). Управление изменениями обязано включать в себя: оценку рисков, наличия ресурсов и определение ответственности.

  Планируемые изменения не обязательно должны быть сложными, большинство предприятий уже неофициально планируют изменения. Например, инвестирование в новое оборудование потребует выбора местоположения, обучения, программы технического обслуживания, анализа затрат и выгод и т.д.


7. Средства обеспечения

  Для эффективной работы бизнеса необходимы адекватные ресурсы. В разделе 7 изложены требования, предъявляемые к организации при определении и предоставлении достаточных ресурсов.

  Потребности в ресурсах подразделяются на три основные категории:

Персонал – обеспечение того, чтобы сотрудники имели необходимое образование, подготовку и опыт для выполнения своих обязанностей.
Инфраструктура – обеспечение того, чтобы здания и оборудование соответствовали их назначению и поддерживались в безопасном состоянии.
Окружающая среда – обеспечение учета человеческого и физического факторов. Например, равенство, разнообразие и инклюзивность (ED&I), режим рабочего времени или смены, а также условия труда, такие как температура и освещение.

Другие потребности в ресурсах включают:

Обеспечение соответствия всего контрольно-измерительного оборудования назначению, его надлежащей калибровке и техническому обслуживанию.
Знание организации поддерживается и доступно для необходимых сотрудников.
Налажены эффективные каналы коммуникации, обеспечивающие передачу информации внутри компании и за ее пределы.

  Документированная информация также является важной основой успешной системы управления. Без контролируемой документации бизнес не мог бы работать эффективно. Контролируемая информация значительно сокращает количество ошибок. Представьте, что при выполнении работы вы полагаетесь на сарафанное радио. Для достижения стабильной работы имеет смысл вести учет всей документации по вашей СМК.


8. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг

  Восьмой раздел ISO 9001 посвящен операционной деятельности. В этом разделе изложен список требований к процессам, которые компания будет использовать для успешной производственной деятельности и предоставления своих продуктов и услуг. В этом разделе воплощены принципы управления качеством, которые воплощают планы в жизнь.

Операционные требования содержат следующее:

Установление того, как и что компания будет передавать своим клиентам.
Определение требований клиентов
Проверка того, насколько конечный продукт и услуги отвечают этим требованиям.
Проектирование и разработка продуктов или услуг.
Контроль процессов, продуктов и услуг, предоставляющихся извне.
Поставка и комплектация продуктов и услуг.
Отслеживание и измерение функционирования компании для обеспечения ее эффективного выполнения.
Деятельность после поставки.
Контроль несоответствующих результатов.


9. Оценка результатов деятельности

  В данном случае стандарт ISO 9001 требует от предприятия осуществлять отслеживание, измерение и анализ своей деятельности, чтобы определить результативность СМК и найти возможности для роста и совершенствования.Также необходимо осуществить разработку, построение и поддержание в функциональном состоянии процессов оценки удовлетворенности клиентов и эффективности работы их поставщиков и других внешних сторон, предоставляющих продукты или услуги.

  Кроме того, проведение внутренних аудитов СМК имеет решающее значение и является необходимым пунктом для обеспечения того, чтобы бизнес-процессы реализовывались согласно целям компании и требованиям ISO 9001.

  Анализ со стороны руководства также является еще одним обязательным мероприятием, указанным в пункте девять. Эта деятельность заключается в анализе эффективности СМК, чтобы обеспечить ее пригодность, адекватность и эффективность.


10. Улучшение

  Заключительный пункт, "совершенствование", отражает приверженность организации политики постоянного совершенствования. Идея здесь заключается в том, что хорошая система менеджмента качества не просто почивает на лаврах, но и всегда стремится к повышению своей эффективности.

  Используя информацию, собранную в ходе проведения мероприятий по оценке эффективности, руководящий состав компании должен найти возможности для улучшения и предпринять все нужные действия для повышения удовлетворенности клиентов


☑  Ознакомиться с каждым разделом стандарта ISO 9001 более подробно

Кроме того, интересно почитать:

Внедрение ISO 9001
Преимущества сертификации ISO 9001
В мире растёт популярность сертификации ИСО
Получить сертификат ISO 45001
Прохождение сертификации ISO 9001:2015
Какие преимущества дает сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015?
Стандарт ISO 9001-2011
Седьмой из восьми принципов СМК – принятие решений с учётом фактов
Зачем нужно оформлять сертификат ISO 9001-2015?
Change-Management как мост в заветное будущее предприятия



О компании
Сертификация
Наши преимущества
О нас
Клиенты
Реквизиты
Реестр сертификатов
Знак соответствия
Сотрудничество
Конфиденциальность



Информация
Статьи
Новости
Важно знать
История ISO
Вопросы и ответы
Видеоматериалы
Законодательство
Руководителю
Скачать Заявки



Другие услуги
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ
ISO 14001
OHSAS 18001
Консалтинг
Повышение квалификации
Вступление в СРО
Лицензирование



Контакты

Тел.: 8 (800) 500-77-10

8 (495) 506-95-58

E-Mail: info@est-cert.ru

Орган по сертификации систем менеджмента качества "Международный Правовой Центр "Экспертиза"
Адрес: г.Москва, ул.Селезневская, дом 11А