Порядок проведения внутренних аудитов. Часть третья.
Главная >
Аудиторы контролируют своевременность выполнения предлагаемых корректировок или корректирующих мероприятий и проверяют их результативность. При положительных результатах проведения корректирующих мероприятий аудитор, проводивший контроль, делает отметку в карточке учета несоответствий «удовлетворительно» и ставит подпись.
В случае неудовлетворительных результатов корректирующих мероприятий служба менеджмента качества планирует и предпринимает необходимые действия для последующих проверок.
По результатам проведённой проверки аудитор может подготовить рекомендации или предложения по совершенствованию работы проверяемого подразделения, которые после согласования с его руководителем включаются в план улучшений. По результатам внутренних проверок ПР по СМК докладывает руководителю предприятия сводную ежегодную информацию для анализа, оценки состояния и принятия решений по совершенствованию СМК.
Результаты анализа с оценкой состояния СМК и принятыми руководителем предприятия решениями протоколируются. Протоколы ведутся и хранятся службой менеджмента качества. Все записи по внутреннему аудиту управляются и хранятся в том порядке, который определен в документированной процедуре требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Оценка результативности процесса СМК «Проведение внутренних аудитов» выполняется на основании наблюдаемых в каждом аудите выходных параметров процесса. К таким параметрам относятся:
- степень выполнения годовой программы проверок;
- число выявленных несоответствий;
- число предложений по совершенствованию деятельности подразделений;
- число выполненных корректирующих действий;
- число проведенных аудитов за определенный отрезок времени.
Вся работа службы менеджмента качества контролируется ПР по СМК. Внутренние проверки осуществляются специалистами, представляющими основные структурные подразделения предприятия, имеющими специальную подготовку, полученную при повышении квалификации в соответствующих аккредитованных и имеющих лицензии учебных центрах (например, в АСМС).
Для проведения внутренних аудитов сотрудники компании должны обладать:
- знаниями требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015, на соответствие которому проводится проверка;
- знаниями рекомендаций ГОСТ Р ИСО 19011–2012 и ГОСТ Р 55568-2013;
- знаниями требований стандартов (ТУ) на продукцию/услугу, подлежащую госнадзору;
- способностями оценки ситуаций, не поддающихся измерению;
- личными качествами для общения с проверяемыми сотрудниками (контактность, коммуникабельность, восприимчивость и т.п.).
Руководитель аудиторской группы (главный аудитор) должен обладать способностью управления группой аудиторов и уметь использовать знания различных участников группы.
План проверки подготавливается руководителем аудиторской группы (главным аудитором) и утверждается ответственным представителем руководства в области качества. В плане указываются:
- наименование объекта проверки;
- область проверки;
- цель и задачи проверки;
- сроки проведения проверки;
- состав группы проверки;
- распределение работ между членами группы проверки;
- перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
- список рассылки копий отчета по проверке.
Особое внимание в проведении внутренних проверок должно быть уделено тому, чтобы оценить несоответствия, выявить причины их появления и выработать рекомендации для их ликвидации. Все действия при этом должны вести к предотвращению повторяющихся несоответствий. Аудитор должен быть объективным при определении категории несоответствий, которые согласно ГОСТ Р 55568-2013 классифицируются по двум категориям — значительные (категория 1) и малозначительные (категория 2).
Виды типовых значительных несоответствий (категория 1):
- отсутствуют или не выполняются обязательные процедуры в СМК (ГОСТ Р ИСО 9001-2015);
- не документирована (не выполняется) процедура информирования сотрудников компании о содержании политики в области качества;
- не выявлены и не изложены процессы СМК в их взаимодействия;
- руководство компании не берет на себя ответственность за выполнение политики в области качества;
- нет анализа результативности и эффективности СМК со стороны руководства и др.
Малозначительные несоответствия и уведомления.
Отдельные несистематические упущения и ошибки в работе СМК или в документах, которые в дальнейшем могут привести к риску невыполнения требований потребителя и обязательных требований к продукции, либо к снижению качества результата функционирования отдельного элемента или совокупности ряда элементов системы называют малозначительными несоответствиями (категория 2). В процессе проверки системы менеджмента качества также применяется уведомление, не носящее характер несоответствия, которое фиксируют для предотвращения потенциального несоответствия.
Окончание работ по внутреннему аудиту.